«Китaйцы в вoстoргe oт Суxoмлинскoгo»
Дирeктoр oднoй из киeвскиx школ Валентина Петрашевич (*имя изменено по просьбе респондента) убеждена, что реформы нужны, но их начали не с той стороны.
— Мы берем финскую модель — это замечательно, но мы упускаем, что финская модель предполагает другой подход к персоне учителя. Сюда нужно привлекать молодых, талантливых, энергичных, чтобы бабушки, которые боятся компьютера, не воспитывали людей будущего. Но здесь есть камень преткновения — маленькая зарплата. На нищенское жалование никто не идет. А ведь эти кадры нужно было готовить еще вчера, — считает Валентина Петрашевич.
Педагог констатирует, что государство взяло курс на новые модели обучения, притом что множество стран пользуется сокровищами украинской педагогики.
— Китайцы в восторге от Сухомлинского — от того, что он учил детей иметь точки соприкосновения с природой, от того, как он организовывал занятия на свежем воздухе. Вся Европа в восторге от Макаренко нашего, и те же финны в том числе. Так почему нужно откреститься от украинской педагогики? Мне больнее всего от того, что у нас знания воспринимаются как товар, — говорит Валентина Петрашевич.
«Головы детей засорены ненужными знаниями»
Еще одной опасностью реформы, по словам педагога, может стать вхождение в образовательное пространство большого количества частных учебных заведений, которые не дадут ни качественного образования, ни воспитания, потому что не несут ни перед кем ответственности. То есть государство выпускает свое будущее из своих рук, полагает наша собеседница.
А вот введение 12-летки педагог считает разумным ходом.
— 10-12-й классы распределить четко по направлениям. Это здраво, потому что сейчас в старших классах головы детей чрезвычайно засорены ненужными знаниями, и на это тратится много детского времени. Но то, что они хотят отрывать начальную школу от средней… Здесь я в корне не согласна. Начальная школа будет просто играться и не отвечать за конечный результат. Игра в карандаши — это даже малышам смешно, как и игра в зеленую и красную ручки. Это просто игра — не реформа. И самое главное, чего я в новом законе не увидела, — это ни единого слова об учебных заведениях для талантливых детей. Вроде бы и правильно, что все должны учиться в одинаковых условиях. Но педагоги понимают, что когда программа ориентирована на среднего ученика, больше всего времени будет тратиться на отстающих, а пострадают талантливые. А ведь это дети, которые будут создавать богатство нашего государства, — резюмировала Валентина Петрашевич.
Молодые кадры в школу не идут
Завуч краматорской школы Александр Плугин приветствует изменения, но опасается, что реформа, как и многие глобальные начинания, умрет, так и не родившись:
— Безусловно, реформа образования нужна, но я сомневаюсь, что после того, как закон вступит в силу, мы придем в школы и увидим реальные изменения.
Во-первых, по всей стране в гороно и районо сидят очень тяжелые на подъем чиновники, которые не настроены на какие бы то ни было реформы, ведь это для них хлопоты, еще и финансовые затраты. А денег в бюджете — как обычно.
Во-вторых, часть новшеств будут диковаты для народа. Например, территориальное разделение старшей, средней и начальной школы может спровоцировать всплеск увольнений среди учителей. Представьте себе пожилого учителя физики. И вдруг оказывается, что в школе, где он отработал 20 лет, теперь будут учиться только младшеклассники, которым физика пока не нужна. Что делать? Ездить в другую школу в соседний район? Скорее всего, педагог предпочтет просто уволиться, а занять его место будет некому. Молодые кадры не спешат идти работать в школы.
СПРАВКА «КП»
Что изменится
Отныне в начальную школу засчитывают первые четыре класса, потом идет базовая средняя школа, которую назвали гимназией. На этом этапе дети будут учиться пять лет. И последний уровень — профильная средняя школа с тремя классами.
Общая продолжительность обучения будет увеличена до 12 лет, впрочем, как говорят в МОЗ, этот «лишний» год потом можно будет компенсировать, уменьшив срок учебы в вузе.
Школам будет предоставлена условная автономия — так, непосредственное управление учебными заведениями будет происходить на местном уровне.
Реформа также предусматривает рост учительской зарплаты.
Кроме того, в помощь учителям будет создан образовательный портал с методическими материалами, энциклопедиями и онлайн-учебниками.